Описание
Можно не сомневаться, что хороших определений стихотворения практически нет - если под таковыми рассматривать понятные, несущие информацию определения, не являющиеся полной тавтологией. В равной мере нет каких-либо рецептов или инструкций, по которым можно было бы создать хорошее стихотворение. Нет даже договоренности о том, что же считать действительно хорошим. Большинство из публикуемого материала как-то соответствует интересам достаточно неширокой аудитории, разбирающейся в поэзии, и создается довольно небольшим количеством авторов. Короткое произведение, отражающее личность и соотносящееся с современными веяниями скорее всего воспримут так, как и предполагает автор - в качестве стихотворения.
Существует три различных взгляда на цели поэзии: традиционный, модернистский и постмодернистский. Смысл словарных статей, придерживающихся традиционных категорий, можно свести к примерно следующему: "выражение или воплощение красоты, возвышенных мыслей, фантазий или ощущений в языке , специально подобранном для того, чтобы вызывать эмоции или провоцировать работу воображения." традиционалист отметит, что автор выражает свою идею, реальную или вымышленную, в такой форме, чтобы придать устойчивый и всеобщий смысл тому, что обычно ускользало от понимания / осознания либо же было слишком частным. А так как автор является еще и членом общества, то он придает этому форму, понятную и приятную для остальных, пытаясь вызвать в них эмоции, сходные с его собственными.
Живописцы часто идут еще дальше. Картины - это воплощения реальности, которые придают ценность, порядок и важность объектам или сценам, на них отображенным. Такие объекты и сцены становятся доступны посредством изображения, в то же время представляя самостоятельный визуальный интерес, как из-за взаимосвязи с другими картинами, так и благодаря тому вниманию, которое им уделяет общество.
В вышесказанном стоит особо отметить слово "реальность". Искусство почти полностью направлено на воображение, но также создает подобие реальности, оставляя отпечаток в наших мыслях и чувствах. Оно проясняет, усиливает и увеличивает наш жизненный опыт. Читая хорошее стихотворение, мы не можем не испытывать к нему неподдельный интерес, воспринимая самую его сущность немедленно и в целом. Мы возвышенно постигаем точку зрения автора, не теряя собственных убеждений и осознания своих возможностей.
Модернисты делают основной упор на сам язык. Мир может существовать или не существовать вне нашей чувственной сферы, но стихи - это некая вещь в себе, и основным источником и носителем смысла является язык, средствами которого строится стихотворение. Этот язык - неотъемлемая часть исторической эпохи, интересов автора и понимания читателя. Но все же каждое стихотворение уникально, оно не может существовать в иной форме. Часто задействуется очень большое количество ресурсов языка, но все же более важными представляются уже внутренние связи слов в стихотворении - оттенки смысла, ирония, необычные ассоциации.
Стихи постмодерна совсем другие. Мир существует только через наше осознание его и отражение в повседневной речи. Вне языка не существует никакой дальнейшей, "абсолютной" реальности, и поисками глубокого духовного смысла искусства мы предаем самих себя. Авторы создают произведения, помещая рядом современные образы и понятия, но эти порождения мысли не имеют дальнейшего значения. Важнейшим представляется современный мир коммуникаций и информации, и возможно, он-то и является единственной настоящей реальностью. Стихотворения, проникнутые предыдущим литературным наследием, как бы не имеют конкретного автора, претенциозны и дают ощущение принадлежности к особому, избранному кругу. И современный мир рисуется именно таким, какими кажутся стихи, - безликим, мелким и неупорядоченным.