Описание
Больше тысячи лет назад здесь уже жили славяне Северского племенного союза, стояли их крепости-городища. Стояли щитом между Русью и Степью, принимая на себя первые удары хазар, печенегов, половцев. Их осаждали, разрушали, жгли, но на месте сожженных крепостей строились новые, пока сотни лет спустя монголо-татарское нашествие не разорило Курскую землю надолго.
На смену монгольским баскакам в XIV веке пришли литовские князья, и только спустя еще полтора столетия Курская земля вернулась в состав Русского государства, снова стала его пограничной областью. Жить здесь означало воевать, и коренное население курского порубежья составлялось из военного люда, казаков, стрельцов, детей боярских. При Иване Грозном ссылали сюда и преступников.
Век спустя на Курскую землю стали переселяться украинцы, которых тогда называли черкасами, из-за притеснений, которые чинились в Киевской митрополии православным, не пожелавшим принять Унию, польской и литовской знатью. Переселяясь на новые места, украинцы поддерживали в основанных ими слободках свой старинный общественный строй, старое казацкое устройство.
После походов Петра рубежи Руси отодвинулись далеко на юг и на запад, и Курский край перестал быть пограничьем. Но здесь, вдали от городов, продолжали жить традиции, когда-то принесенные переселенцами из самых разных мест, и за века сплавившиеся в исключительно самобытную культуру. Здесь играли на кугиклах, скакали Тимоню и носили сарафаны. Здесь русские деревни чередовались с украинскими, в соседних домах могли жить православные и старообрядцы.
Когда мы впервые оказались на берегах Псла, мы еще успели застать следы этой удивительной, уходящей глубоко в прошлое народной культуры. Прошло 15 лет. Постепенно уходят бабушки, помнящие старинные обряды, владеющие традиционными ремеслами. И мы создали эту группу для того, чтобы поделиться тем, что мы успели узнать и понять. И конечно, узнать что-то новое от тех, кто готов поделиться с нами.