Описание
Фанк (англ. funk) — одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз, а также — стиль танца под эту музыку. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун и Джордж Клинтон.
Слово фанк - жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово "фанк" (Get funk!, Get funky!) джазмэны употребляли с начала 20го века когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово сканк (англ. skunk). Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе.
Фанк, прежде всего, является танцевальной музыкой, что определяет его музыкальные особенности: предельная синкопированность партий всех инструментов (синкопированный бас называется «фанкующим»), пульсирующий ритм, кричащий вокал, многократное повторение коротких мелодических фраз. Лари Грэму часто приписывают изобретение «ударной техники игры на басу» слэп, который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah. «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в рифах, чтобы усилить ударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк-рока. Последователем фанка в новом веке стал стиль синти-фанк.
История
Фанк появился в середине 1960-х в США, как видоизменённый утяжелённый соул. Характерно, что изобретатель и «крёстный отец» фанка Джеймс Браун начинал, как певец соула и ритм-энд-блюза. Первой записью в стиле фанк считаются его песни «Papa’s Got a Brand New Bag» и «Funky Drummer» 1965-го года. Первоначально, фанк был только развлекательной музыкой («In the Midnight Hour» и «Funky Broadway» Уилсона Пикетта), но в контексте движения за права чернокожих получил и политическое звучание.
Классические записи фанка относятся к рубежу 1960-х и 1970-х, когда помимо Джеймса Брауна и Джорджа Клинтона большую популярность получили команды Sly & the Family Stone и Earth, Wind & Fire. В это время и позднее фанк влияет на рок и джаз, порождая переходные стили. Не избежала влияния фанка и альтернативная рок-музыка (Talking Heads, Minutemen). В середине 1970-х выхолощенный и электризированный фанк даёт рождение диско. Фанк оказывает значительное влияние на развитие рок-музыки 90-х гг. (во многом благодаря белым музыкантам и таким группам как Faith No More, Primus, Jamiroquai, Beastie Boys, Spin Doctors и Red Hot Chili Peppers).
В 1980-е гг. Майкл Джексон, Джордж Майкл, Принс царят на олимпе не только (и не столько) ритм-энд-блюза, сколько мировой поп-музыки, что свидетельствует о способности стиля отвечать на музыкальные запросы самой разношёрстной публики. В 1980-х сэмплы фанк-хитов очень широко используются в хип-хопе; эта традиция продолжается и в 2000-е гг. такими влиятельными продюсерами, как The Neptunes. А ещё фанк используют в основе такие Hip-hop продюсеры как Madlib , Dj Premier , Pete Rock , J Dilla, Dr. Dre и многие другие.
Исполнители фанка:
* Average White Band / AWB
* Bar-Kays
* Bloodstone
* Bobby Womack
* Бойко, Игорь
* Bullmark
* Charlie Wilson
* Chic featuring Nile Rodgers
* Commodores
* Con Funk Shun
* Dazz Band
* DO-UP
* Dirty Dozen Brass Band
* Earth, Wind & Fire
* Клепаки, Френк
* GAP Band
* George Clinton
* Glenn Hughes
* Isaac Hayes
* Isley Brothers
* Jeffrey Osborne
* Jesse Powell
* Jill Scott
* Klymaxx
* Kool and The Gang
* Lakeside
* Maze featuring Frankie Beverly
* Mint Condition
* Morris Day and The Time
* Neville Brothers
* Ohio Players
* O'funkillo
* Bubble Dog and Pinky Mojo
* Party Nation
* Rose Royce
* Red Hot Chili Peppers
* Slave
* Sly & the Family Stone
* S.O.S. Band
* Teena Marie
* Tower of Power
* Wake&Bake!
* WAR
* W